В России запущена программа создания более дешевой альтернативы противораковым иммунотерапевтическим препаратам на основе моноклональных антител. За открытие последних японский иммунолог, профессор Хондзё, и его американский коллега, профессор Элиссон, в 2018 году были удостоены нобелевской премии в области физиологии и медицины.

Перед отечественными специалистами поставлена задача создания корректоров естественного противоопухолевого иммунитета, которые будут не менее эффективны, чем ниволумаб, ипилимумаб, пембролизумаб и их аналоги. При этом необходимо оптимизировать процесс производства препаратов, сделав их значительно дешевле импортируемых.

Разработкой занимаются сотрудники ИХБФМ (институт химической биологии и фундаментальной медицины) Сибирского отделения Российской академии наук при финансовой поддержке РФФИ (российского фонда фундаментальных исследований). Проект рассчитан на три года.

Вместе с молекулярными биологами в исследованиях принимают участие специалисты из научно-исследовательского института клинической и фундаментальной иммунологии и института цитологии и генетики.

Суть проекта

Новосибирские ученые изучают возможность одновременного воздействия сразу на несколько мишеней, благодаря которым клетки иммунной системы «распознают врагов» в раковых клетках и активизируются для борьбы с ними.  С этой целью планируется синтезировать искусственные молекулы с определенной структурой. Они будут блокировать «контрольные точки», не позволяющие Т-лимфоцитам уничтожать раковые клетки.   

Т-лимфоциты атакуют раковую клетку

Подобные молекулы используются и при изготовлении импортных иммуномодуляторов нового поколения. Однако если поставленная задача будет успешно выполнена, российские лекарства получат два весомых преимущества:

  • Во-первых, они будут действовать разнонаправленно, что позволит корректировать различные нарушения противоракового иммунитета одними и теми же препаратами.
  • Во-вторых, за счет более низкой стоимости, затраты на иммунотерапию не будут выходить за пределы государственного финансирования.

Возможно, российским специалистам параллельно удастся решить и еще одну важную проблему: снизить количество и выраженность побочных эффектов, нередко возникающих при иммунотерапии моноклональными антителами.

В любом случае курс на восстановление врождённых механизмов защиты от рака становится всё более очевидным.  И не за горами то время, когда  биологическая терапия в целом и иммунотерапия в частности полностью заменят неспецифическую химиотерапию  – лечение агрессивными синтетическими химическими ядами, вместе с опухолью убивающими самого больного.