Не так давно на просторах интернета появилась информация, что в скором времени рак можно будет победить быстро, практически полностью и без ущерба для здоровья. Справиться с коварным заболеванием поможет полынь. Официальные источники этой информации заслуживают доверия: действие полыни против рака (а точнее химического соединения, полученного из его экстракта) – предмет многочисленных исследований последних лет, которые проводятся в самых авторитетных профильных учреждениях. Помимо серьезных научных публикаций, в интернете лавинообразно увеличивается количество слухов и домыслов, искажающих реальное положение вещей.
Давайте попробуем отделить истину от вымысла. Начнем с того, что далеко не всякая полынь против рака эффективна и годится для получения субстанции, способной «нарушить покой» опухоли.
Для этих целей подходит лишь один из нескольких сот видов растения – полынь однолетняя или Artemisia Annua. От своих «собратьев» она отличается не только названием, цветом, запахом, формой листьев и стебля, но и химическим составом.
Artemisia Annua в изобилии произрастает во влажном субтропическом климате Вьетнама и Китая, и с давних пор используется восточной медициной
- в качестве жаропонижающего средства;
- для устранения ночной потливости и симптомов желудочно-кишечных расстройств (диспепсии, метеоризма);
- при лечении туберкулеза;
- для помощи людям, надышавшимся ядовитыми испарениями.
В середине прошлого столетия фармаколог из Китая Ту Юю, участвующая в программе по разработке новых эффективных лекарств от малярии, внимательно изучила особенности действия экстрактов из листьев и стеблей Artemisia Annua и занялась поисками субстанции, наделяющей растение вышеописанными свойствами. Ученая предположила, что ее открытие позволит кардинальным образом изменить положение дел в борьбе с малярийным плазмодием – и не ошиблась.
В 1972 году из растительного сырья китаянкой было выделено вещество с удивительными свойствами, получившее название артемизинин. Отличительная особенность артемизинина – наличие так называемого «пероксидного мостика», который и отвечает за биоактивность этого соединения.
Химическая формула артемизинина
За открытие и изучение влияния артемизинина на возбудителей малярии Ту ЮЮ в 2015 году получила Нобелевскую премию.
В течение нескольких десятков лекарство использовались исключительно для лечения малярии, однако в начале нынешнего столетия его механизм действия привлек внимание онкологов. Исследование особенностей обмена, роста и развития раковых клеток позволило американским врачам в сообществе с биоинженерами и химиками Вашингтонского университета предположить, что экстрагируемое из полыни однолетней вещество способно убивать не только малярийный плазмодий, но и раковые клетки.
Их предположения подтвердились, а результаты проведенных лабораторных опытов в пробирках и на мышах оказались по-настоящему революционными, благодаря чему «новое старое» лекарство получило «добро» на проведение клинических испытаний.
Именно на этой стадии находится сегодня изучение противораковых свойств артемизинина: данное вещество и его полусинтетические аналоги врачи включают в схемы лечения добровольцев, согласившихся принять участие в научном эксперименте. Если результаты этих испытаний будут настолько же обнадеживающими, насколько и результаты исследований на клеточных культурах и лабораторных животных, у онкологов появится новый весомый «аргумент в споре с раком».
Полынь против рака – действие экстракта полыни однолетней
В отличие от здоровых, раковые клетки в процессе своей жизнедеятельности нуждаются в большом количестве железа, соединениями которого они «предусмотрительно запасаются». Губительное действие артемизинина на злокачественные опухоли обусловлено его способностью вступать в реакцию с этими соединениями железа. В процессе такой реакции разрушается упомянутый выше пероксидный мостик и происходит высвобождение атомарного кислорода. Именно атомарный кислород, этот «абсолютный окислитель», становится безжалостным «палачом» рака: железо окисляется, раковая клетка гибнет.
А теперь давайте разберемся, почему артемизинин и его производные в случае положительных результатов клинических исследований будут отнесены к противораковым лекарствам целевого действия (таргетным препаратам) а не к химиопрепаратам.
Необходимо понимать, что между таргетными препаратами и химиопрепаратами есть существенная разница:
- Химиопрепараты уничтожают все клетки «без разбора», т.е. такие лекарства токсичны для живых тканей в принципе. Однако за счет того, что «жадная» раковая опухоль быстрее и в большем объеме поглощает любые поступающие с кровью вещества, концентрация химиопрепаратов в ее клетках оказывается на порядок выше, чем в клетках других тканей. В связи с этим в процессе химиотерапевтического лечения раковые клетки гибнут или перестают расти. Здоровые же клетки, накопившие меньше ядовитых веществ, либо не погибают вообще (а только «болеют»), либо погибают частично.
В любом случае, после стандартного химиотерапевтического лечения здоровым тканям организма необходимо время на восстановление и отдых. Поэтому химиотерапия чаще всего проводится в несколько курсов, между которыми организм отдыхает от яда.
- Таргетные препараты действуют по-разному, но всегда – прицельно на опухоль, т.е. практически не вызывают нарушений в здоровых тканях. Поэтому таргетная терапия легче переносится пациентами и, как правило, не вызывает тяжелых побочных эффектов.
В лабораторных опытах ученым удалось существенно повысить противоопухолевую активность и целенаправленное действие артемизинина, предварительно насыщая раковые клетки ионами железа. Это позволяет онкологам, занимающимся клиническими испытаниями, рассчитывать на положительный эффект при чередовании назначения препаратов железа с курсами терапии артемизинином и его производными.
Мифы и заблуждения
Информация о действии полыни против рака и «чудесной вытяжке», способной расправиться с опухолью в течение нескольких часов, стала появляться в интернете сразу же вслед за первыми серьезными научными публикациями.
Как водится, эта информация зачастую далека от истины, а иногда и вообще не имеет к ней никакого отношения. В том числе, малограмотные «авторы», откровенно паразитирующие на проблемах и страхах тяжело больных людей, в своих опусах:
Полынь горькая – сырье для абсента, а не для лекарства от рака
- Утверждают, что для лечения рака можно использовать непосредственно части растения или спиртовые настойки из аптечной полыни. Во многих случаях такие статейки пишутся под заказ и изобилуют ссылками на интернет-ресурсы, реализующих «полынь против рака» прямо из Вьетнама или Китая. При этом участники различных форумов «скрещивают оружие», пугая читателей разрушительным действием настоек полыни на желудочно-кишечный тракт и, наоборот, призывая моментально отказаться от убийственной химиотерапии и вылечиться «безобидной травой».
- Путаются в видах растения, не видя разницы между полынью горькой, полынью обыкновенной и полынью однолетней. Эта путаница – источник многочисленных заблуждений. В том числе, некоторые «популяризаторы» полыни утверждают о наличии противораковых свойств у абсента. Однако в рецептуру абсента входит спиртовой экстракт полыни горькой (Artemisia absinthium), которая и дала название этому совсем не полезному зелью, богатому отнюдь не артемизинином, а галлюциногеном туйоном.
- Убеждают читателей, что «панацея от рака», наконец-то, найдена, но фармацевтическая мафия и бессердечные врачи всячески стремятся утаить информацию о чудодейственной полыни.
Полынь обыкновенная – распространенный сорняк, популярное лекарственное растение, к сожалению, непригодное для получения артемизинина.
Полынь однолетняя – источник сырья для производства артемизинина.
Стоит ли заготавливать полынь самостоятельно и поможет ли она от рака?
К сожалению, получить действенное и безопасное лекарство от рака из самостоятельно заготовленной полыни невозможно, даже если вы не ошибетесь с видом растения, и будете строго следовать всем советам «травников», которые в изобилии можно отыскать в интернете.
Это связано с рядом объективных причин. Вот только две из них, самые убедительные:
- Во-первых, содержание артемизинина в спиртовой вытяжке из стеблей и листьев полыни однолетней колеблется всего лишь от 0,022% до 0,054%. А это значит, что при приеме в неопасных для жизни человека количествах такая настойка неспособна серьезно навредить раковым клеткам.
- Во-вторых, в самодельной настойке полыни содержится не только артемизинин, но и целый ряд других веществ – как полезных и безвредных, так и токсичных.
При промышленной переработке сырья фармацевты с помощью сложных технологических операций очищают экстракт артемизинина от ненужных веществ. А затем удаляют сам экстрагирующий раствор, получая концентрат, который и входит в состав лекарственной формы. В процессе производства осуществляется многоэтапный контроль качества. Благодаря этому, готовые таблетки, капсулы или ампулы содержат строго определенное количество активного вещества. Это позволяет врачу подбирать нужную дозу в соответствии с индивидуальными особенностями больного и опухоли.
Кроме того, фармацевты научились повышать активность артемизинина, видоизменяя его структуру. Такие полусинтетические лекарства намного эффективнее препаратов, изготовленных из полностью натурального сырья.
Есть и еще один момент: полынь однолетняя заготавливается на плантациях, где создаются оптимальные экологические и климатические условия для роста и развития растения. Вот так выглядят плантации Artemisia Annua в Китайской провинции Хубэй:
Имеет ли смысл пробовать принимать лекарства из полыни без назначения врача и где взять эти препараты
Артемизинин и его производные входят в перечень противомалярийных лекарственных средств, которыми активно пользуются инфекционисты во всем мире. Препараты на основе вытяжки из полыни однолетней представлены в справочнике Видаля, в разделе противомалярийных средств, в группе «Артемисинин и его производные». В группу входят артемисинин, артесунат, артеметер, артемотил и артенимол.
Артесунат для инъекций – скорая помощь от малярии и объект исследования в клинических испытаниях противораковой активности артемизинина
На территории РФ лекарства этой группы не проходили регистрацию, потому что случаи малярии в наших широтах – редкость. Поэтому купить артемизинин и его аналоги в аптеке не получится. Но, при желании, любой из вышеперечисленных препаратов можно попробовать заказать в интернете, в том числе напрямую из Китая или из Вьетнама (по утверждению продавцов). Правда, гарантировать, что вам доставят лекарство заводского производства и надлежащего качества невозможно, но такая вероятность существует. Однако даже если вы получите настоящий препарат, толку от этого будет немного.
Согласитесь, что организм онкологического больного, особенно ослабленный агрессивным традиционным лечением – не лучший объект для опытов «методом тыка». Было бы правильнее, чтобы опыты велись специалистами, способными предполагать не только конечные, но и промежуточные результаты лечения, а также побочные эффекты и возможные осложнения. Поэтому оптимальный вариант – стать добровольным участником официальных клинических испытаний, которые, к сожалению, в медицинских учреждениях нашей страны пока не ведутся.
Есть ли шанс оказаться в числе добровольцев, участвующих в испытаниях артемизинина в западных и азиатских клиниках? Не исключено, что, задавшись целью, вы сможете попасть в такую программу. Но для этого потребуются деньги и силы, а и то, и другое у больных раком людей часто бывает на исходе. Впрочем, помимо сил и денег, раковым больным катастрофически не хватает времени на ожидание результатов клинических исследований.
В связи с этим, решение взять полынь в «соратники» в борьбе с раком на свой страх и риск выглядит вполне логичным. Тем более что действие артемизинина на человеческий организм проверено многолетней практикой лечения малярии, его побочные эффекты известны и нетяжелы, а противопоказания немногочисленны.
Однако если вы нашли возможность приобрести один из препаратов на основе артемизинина, то, по крайней мере, постарайтесь заручиться поддержкой специалиста. Возможно, вам удастся найти компетентного врача в одном из медицинских центров, занимающихся альтернативными способами лечения рака. Его задача – продумать и составить схему комплексной терапии, в которой прием лекарств на основе экстракта полыни будет грамотно сочетаться с другими видами терапии.
Помните: несмотря на то, что артемизинин попадает «точно в цель», его усилий для полной победы над раковой опухолью недостаточно. Почему? Об этом – далее.
Еще один важный момент: вы должны четко представлять себе тот факт, что пока ни один онколог – ни у нас, ни на Западе – не в состоянии ответить на вопрос, будет ли лечение рака лекарствами этой группы у человека столь же эффективным, как у мышей.
Информация для скептиков
Рассчитывать на то, что препараты на основе артемизинина станут панацеей от рака, не позволяют следующие объективные моменты:
- Лабораторные и доклинические исследования показали различную активность лекарств из полыни в отношении разных видов опухолевых клеток. Так, например, препарат более эффективен при лейкозе, чем при раке печени и груди.
-
Даже в тех случаях, когда исследователи заявляют о 98% погибших раковых клеток, остается 2% выживших. И эти выжившие клетки способны дать начало новой опухоли. Если такая опухоль образуется, то, вероятнее всего, она будет устойчива к действию артемизинина, ведь абсолютное большинство видов рака «хорошо обучаемо».
Так, например, очень часто раковые клетки, выжившие во время курса химиотерапии, дают начало новой клеточной линии, устойчивой к действию использованного химиопрепарата.
Возможность появления клонов рака, устойчивых к действию артемизинина, достаточно высока уже хотя бы потому, что большинство видов малярийного плазмодия очень быстро научились от него «защищаться». Именно поэтому были созданы многочисленные полусинтетические модификации лекарства, которые «работают» несколько лучше, но тоже не всегда.
- Средняя продолжительность жизни лабораторной мыши – около 3-х лет. Поэтому вылечить рак у мыши можно «навсегда». Средняя продолжительность жизни человека – около 70-ти лет. Поэтому опыты на мышах не могут дать ответ на вопрос, возникнет ли у больного раком отдаленный рецидив болезни, и будет ли артемизинин в состоянии вновь победить опухоль. Даже если результаты клинических испытаний окажутся обнадеживающими, реальный ответ на этот вопрос можно будет получить только через несколько лет.
Продолжительность жизни лабораторной мыши – всего три года. Поэтому исследования противоракового действия артемизинина на животных не позволяют спрогнозировать, вернется ли болезнь в отдаленном периоде.
Информация для оптимистов
Вне всяких сомнений, современные общепринятые методы лечения рака исчерпали «кредит доверия». Таргетные препараты, высокоточная радиохирургия, эндоскопические операции под контролем сканирования в режиме реального времени – онкологи активно ищут новые пути борьбы со злокачественными опухолями, и эти поиски приносят результаты.
Уже никто не сомневается в том, что важнейшее условие эффективного противоракового лечения – восстановление естественной способности иммунитета человека самостоятельно противостоять раку. Только в этом случае можно рассчитывать, что упомянутые выше 2% раковых клеток, «непобежденные» артемизинином и его аналогами, бесславно падут под натиском собственных защитных механизмов организма.
Иммуномодуляторы нового поколения способны справиться с этой задачей. Поэтому у препаратов целевого действия на основе вытяжки из полыни однолетней есть «мощная поддержка». Главное – разработать эффективные схемы лечения, подобрав оптимальные сочетания и дозы.
Ученые усиленно работают над решением проблемы появления раковых клеток, устойчивых к действию артемизинина и его существовавших до недавних пор аналогов. В частности, есть информация о получении определенным образом модифицированного вещества, которое опухоли сложно распознать и «заблокировать».
Таким образом, вполне вероятно, что в ближайшем обозримом будущем полынь однолетняя займет свое место в комплексной терапии злокачественных опухолей, «объединив усилия» с современными иммуномодуляторами, таргетными препаратами с иным принципом действия и другими эффективными способами борьбы с раком без ущерба для жизни и здоровья человека.