Исследуя механизм развития острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) у детей, ученые обнаружили, что старту заболевания предшествуют две последовательные мутации гена, который контролирует процесс созревания и размножения лимфоцитов. Первая из этих мутаций происходит еще у зародыша и в 99% случаев приводит к его гибели, то есть к выкидышу. Если же ребенок с дефектным геном все-таки рождается на свет, то второй генетический сбой, в результате которого запускается процесс неконтролируемого деления незрелых лимфоцитов (лимфобластов), случается в возрасте от 1 года до 6 лет. Или не случается. Почему болезнь развивается не у всех детей с генетической предрасположенностью?

Институт изучения рака в Лондоне

Институт изучения рака в Лондоне

В поисках ответа на этот вопрос специалисты из лондонского Института исследований рака внимательно изучили клинические случаи ОЛЛ у детей за последние тридцать лет.

Сравнивались показатели генетических, иммунологических и цитологических анализов.

Также были собраны и сопоставлены данные анамнеза: сведения о развитии, особенностях вскармливания, бытовых условиях, перенесенных простудных заболеваниях и др.

Особо пристальное внимание специалисты обращали на контакт с химическими канцерогенами, действие радиации и электромагнитных волн. Однако выявить статистически достоверную зависимость старта болезни с этими факторами риска не удалось.

В то же время подтвердилась прямая связь ОЛЛ с острыми вирусными и бактериальными инфекционными заболеваниями, например, гриппом или скарлатиной. При этом выявилась интересная зависимость. Оказалось, что на фоне инфекции лимфобластный лейкоз в абсолютном большинстве случаев развивается у детей-носителей дефектного гена, которые в первый год жизни находились на искусственном вскармливании и росли практически в «стерильной среде». То есть не контактировали с другими детьми и посторонними взрослыми людьми, изолировались от простуженных родственников, не ползали по полу, не посещали детские дошкольные учреждения и т.д.

Сделать этот вывод помогла параллельная оценка анамнеза первых месяцев и лет жизни детей-носителей дефектного гена, не заболевших ОЛЛ. Как правило, они находились на грудном вскармливании, росли в больших семьях, посещали ясли.

Зачем нужно кормить ребенка грудью и в чем опасность излишне тщательной борьбы с микробами

На протяжении первых 12-ти месяцев после рождения организм ребенка находится под защитой иммунных антител, полученных из крови матери в период внутриутробного развития. Постепенно число этих антител снижается, и они заменяются собственными антителами. То есть, в первый год жизни происходит окончательное формирование и совершенствование врожденного иммунитета.

«Злые» вирусы и бактерии необходимы ребенку для формирования сильного иммунитета

«Злые» вирусы и бактерии необходимы ребенку для формирования сильного иммунитета

Для создания полноценной естественной иммунной защиты ребенок использует биологически активные компоненты, поступающие с молоком матери. 
Если же малыш находится на искусственном вскармливании, то его иммунная система к моменту полного исчезновения материнских антител оказывается недостаточно зрелой и сильной.

Исследователи также предположили, что отсутствие контакта с микроорганизмами в первый год жизни не позволяет «тренировать» врожденный иммунитет, и организм ребенка оказывается гораздо менее защищенным при неминуемой встрече с болезнетворными микробами впоследствии. Когда такая встреча происходит, иммунной системе приходится мобилизовать на борьбу с инфекцией все свои силы. Это приводит к ее истощению, что способствует запуску второго этапа злокачественных мутаций генов у детей с предрасположенностью к ОЛЛ.

Грудное вскармливание – источник здоровья ребенка

Грудное вскармливание – источник здоровья ребенка

Если же грудничок из группы риска активно взаимодействует с окружающим миром, то его иммунитет имеет возможность «знакомиться» с различными бактериями и вирусами еще тогда, когда:

  • ему «помогают» доставшиеся от матери антитела;
  • у него есть достаточное количество «материала» для выработки защитных механизмов, которые впоследствии позволят бороться с инфекционным заболеваниям, не открывая «бреши» на других «рубежах обороны».

Поэтому к моменту полного исчезновения материнских антител борьба с вирусными инфекциями не снижает способности противоопухолевого иммунитета такого грудничка блокировать второй этап мутации.

Вышесказанное косвенно подтверждается тем фактом, что число случаев острого лимфобластного лейкоза ежегодно растет преимущественно в странах с высоким уровнем жизни. То есть там, где естественное вскармливание, мягко говоря, не в почете, а обеззараживанию тела малыша и окружающего его пространства, напротив, уделяется излишнее внимание.  

Следует добавить, что в возрасте от 4 до 6 лет у детей особенно активно происходит дифференциация костного мозга в длинных трубчатых костях. Основная часть его теряет свою кроветворную функцию и замещается жировой тканью. Именно в процессе этого перерождения на фоне ослабления иммунитета создаются идеальные условия для генетического сбоя, в результате которого в костном мозге появляются участки опухолевой ткани. Как следствие, большинство случаев ОЛЛ также приходится на возраст от 4 до 6 лет.

Полезные свойства «натренированного» иммунитета могут наследоваться

Ранние контакты ребенка с внешней средой приводят не только к усилению собственной иммунной защиты, но и к передаче полезных изменений по наследству.

Здоровью цыганских малышей можно позавидовать

Здоровью цыганских малышей можно позавидовать

Так, например, у европейских цыган были обнаружены наследуемые толл-подобные рецепторы, которые способны распознавать ряд специфических микроорганизмов и стимулировать естественные защитные реакции, направленные на их уничтожение. 
Наличие таких рецепторов – следствие кочевой жизни цыган, далекой от классических канонов санитарии и гиены и сопровождавшейся постоянными «встречами» с новыми видами и формами вирусов и бактерий.

Кроме того, в ДНК цыганских народностей найден ген FBXL19, реагирующий на воспаление и запускающий дополнительные защитные механизмы.

Гипотеза нашла подтверждение в опытах на животных

Ученые не ограничились одним анализом медицинской документации и поставили опыт на лабораторных мышах-носителях гена, ответственного за развитие ОЛЛ.

Животные с этой генетической аномалией в течение некоторого времени находились в стерильных условиях. Вслед за этим часть из них переместили в обычную окружающую среду, после чего отсаженные мыши заболели лейкозом, а оставшиеся в стерильной среде – нет.

Выводы

Исследования специалистов из Института исследований рака:

  • выявили достоверную связь между развитием острого лимфобластного лейкоза  у детей с генетической предрасположенностью к заболеванию и незрелостью их иммунной системы;
  • подтвердили положительное влияние естественного вскармливания и контактов с внешней средой на формирование у новорожденного ребенка сильного естественного иммунитета, включая его противораковый компонент.